Мы, как консалтинговая компания RACIO., искренне считаем, что в каждой процедуре или процессе должна присутствовать некая логика. В противном случае – существовать некий нормативный акт, который прямо обязывает бизнес действовать алогично, но законно.
Все, что попадает в категорию «логика» должно выполняться – так как от этого напрямую зависит безопасность сотрудников. Все, что попадает в категорию – требования закона – должно выполняться чтобы обеспечить юридическую безопасность бизнеса.
Что же делать с процедурами и требования, которые полностью не попадают ни в одну из этих категорий? Яркий пример такой процедуры — медосмотр персонала, который работает за компьютером.
Начнем с поиска логики.
Здесь и далее мы будем упрощать и сокращать некоторые термины, чтобы сделать текст более понятным.
Медосмотры бывают трех видов:
1. Первичные и периодические медосмотры при приеме на работу.
2. Медосмотры с получением санитарных книжек.
3. Медосмотры для водителей.
Логика данных процедур следующая:
В первом случае, при проведении первичного медосмотра – отбраковать человека, который по состоянию здоровья не может выполнять ту или иную работу. Речь в данном случае идет не о любой работе, а о некоторых видах работ, которые называются: «работы с повышенной опасностью и работы, требующие специального профессионального отбора».
После того, как человек был допущен к выполнению работ по результатам медосмотра, периодически, раз год (или раз в два года) он проходит периодические (да, это тавтология) медицинские осмотры.
Смысл повторных медосмотров в следующем:
1. А пригоден ли до сих пор этот человек к данной работе?
2. А не возникло ли у него какого-то заболевания в процессе выполнения работ?
3. А если таковое возникло и здоровье работника продолжает ухудшаться, то из этого следует, что заболевание это есть «профессиональное» и на этом предприятии что-то не так с вредностями и опасностями производства.
То есть данный вид медосмотров предназначен для сохранения здоровья работников до и в процессе выполнения специфических работ (верхолазы, электрики и т.д.).
Логику нашли.
Закон тоже есть. Называется он Приказ № 246 Министерства охраны здоровья Украины. Почитать подробнее можно тут.
Медосмотры второго типа, с получением санитарной книжки направлены не внутрь предприятия, а вовне.
Смысл данного медосмотра заключается не в том, чтобы сохранить жизнь и здоровье работника, а для того, чтобы оградить от возможного заболевания клиентов. Получив санитарную книжку, работник может взаимодействовать с посетителями, и посетители не рискуют заразиться от работника. Поэтому сан книжки оформляют представителям таких профессий как продавец, педагог, официант и т.д.
Логика есть. Законодательная база находится здесь:
ПОСТАНОВА КМУ N 559 від 23.05.2001
Приказ МОЗ України від 23.07.2002 № 280
Третий и отдельный случай – медосмотр кандидатов в водители. Выделен в отдельный законодательный акт, но логика документа такая же, как и в первом случае – не допустить неподходящих и отследить профессионально заболевающих.
Офисный персонал подпадает под требования закона № 246 МОЗ Украины.
Возвращаемся к нашим пользователям компьютеров.
По логике и законодательству они подпадают у нас под медосмотры первого типа, которые регулируются приказом № 246 МОЗ.
Согласно этого приказа, а именно Дополнения 4 п. 5.2.4. таблицы пользователи персональных компьютеров 1 раз в год должны проходить медицинский осмотр у невропатолога, лора и офтальмолога. Вроде бы логика и закон тут входят в соприкосновение. На самом деле – тут то и начинается самое интересное.
Дословно должность в п. 5.2.4. звучит как: «Пользователи электронно-вычислительных машин с видео-дисплейным терминалом». Возникает резонный вопрос, а что же такое этот самый «видео-дисплейный терминал (ВДТ)»?
Этот термин раскрывается сразу в двух документах, которые действую одновременно (о времена! о нравы!).
Условия труда пользователей электронно-вычислительных машин (в 2017 от рождества Христова их называют ПК) должны отвечать требованиям Государственных санитарных правил и норм работы с визуальными дисплейными терминалами электронно-вычислительных машин ДСанПіН 3.3.2.007-98, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Украины от 10.12.1998 № 7.
Документ полностью доступен здесь.
В этих самых правилах термин видео-дисплейный терминал определен так:
«Правила распространяются на условия и организацию труда при работе с визуальными дисплейными терминалами (ВДТ) всех типов отечественного и зарубежного производства на основе электронно-лучевых трубок (ЭЛТ)…
Согласно такому определению наш пользователь совершено не подпадает под действие приказа № 246 МОЗ Украины. Где последний раз вы видели «пузатый» монитор на основе трубки? На olx?
Однако, существует второй документ. Он называется «Правила охраны труда во время эксплуатации электронно-вычислительных машин» и датирован менее мохнатым 2010 годом.
Почитать его полностью можно здесь.
В нем оператор ПК определен более сжато: оператор ЭВМ с ВДТ и ЧП — работник, использующий экранные устройства во время своей работы.
Следуя этому документу, все работники, который используют в своей работе ПК должны раз в год проходить медосмотр.
Именно к этому документу чаще всего и апеллируют представители государственных органов, когда настаивают на проведении медосмотра для пользователей ПК.
Что сильнее Правила или Санитарные правила очень часто решается более настойчивой позицией той или иной стороны в споре. Можно аргументированно доказать, как одну, так и другую позицию.
Таким образом медосмотр пользователей персональных компьютеров — как кот Шредингера. Одновременно нужен и нет.
Вам сложно и вам кажется, что вы запутались?
Это мы еще не рассказывали вам про документ, который называется «Гигиеническая классификация труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса», утвержденный приказом Министерства здравоохранения Украины от 8 апреля 2014 № 248.
С его помощью эту теорему можно решить еще одним способом, отличным от тех, что использованы в данной статье.
Если эта статья не дала вам ответ на ваш вопрос, а только еще больше запутала – обратитесь за помощью к профессионалам. Или позвоните нам. Мы консультируем интересно и бесплатно.